Пиометра, возможности консервативного лечения

Итак, вашей собаке или кошке поставили диагноз Пиометра.

Пиометра – скопление воспалительного экссудата в полости матки. Как правило, воспалительным экссудатом оказывается гной. У собак и кошек гной скапливается в рогах матки (аналог труб у женщин), длина их у крупных сук достигает 50 см, у кошек 25 см. Это значит, что у животного в животе лежит «мешок», наполненная гнойным содержимым. Стенка матки не способна изолировать это воспалительное содержимое на 100%. Когда воспаление переходит на окружающие матку ткани брюшной полости (а это 2/3 живота), возникает перитонит, риск развития сепсиса и гибели животного.

Симптомами данного заболевания может быть: жажда, лихорадка, анорексия (отказ от корма), выделения из петли у 80% сук, и менее специфические симптомы, такие как слабость тазовых конечностей, боль в животе, острый живот.

Подтверждают диагноз с помощью УЗИ.

Вопреки общему заблуждению, механизм развития данной патологии связан с гормональными процессами, а не с инфекцией. Именно поэтому развивается оно в период гормональной активности – в течение 2х месяцев после течки. Бактерии в матке находят у 40% сук с пиометрой, и 50% из них имеют в матке вторичную флору (то есть инфекция попадает в матку уже после скопления воспалительного экссудата, как в хорошую среду для развития). Поэтому ОСНОВНОЕ лечение основано на введении препаратов, убирающих действие половых гормонов на матку. Антибиотики также необходимы, но в монорежиме не приводят к излечению.

В патогенезе развития пиометры задействовано несколько факторов. Основным «виновником» является гормон Прогестерон. Он в организме суки образуется в норме после каждой течки в течение 2х месяцев и имеет сильное влияние на эндометрий. У кошек прогестерон выделяется только после овуляции и присутствует в организме до 40 дней.

Прогестерон вызывает пролиферацию (разрастание) эндометрия, усиление секреции желез эндометрия, закрытие шейки матки, снижение сокращений миометрия, снижение местного иммунитета.

Также пиометра может развиваться у сук и кошек как терминальная стадия хронического бессимптомного эндометрита.

Возможны 2 варианта лечения.

• Первый, хирургический, самый надежный, гарантирует 100% излечение от данной патологии. Заключается в удалении матки и яичников — гистеровариоэктомии.
  • Второй, консервативный, заключается в ведении препаратов, убирающих факторы, которые вызывают развитие Пиометры.

Вариантов консервативного лечения возможно два. Для того чтобы выбрать правильный подход, необходимо провести осмотр и ряд дополнительных мероприятий — УЗИ репродуктивной системы, измерение уровней половых гормонов. Только после этого врач сможет определить нужную схему терапии для данного конкретного пациента.

Консервативное лечение может проводиться в следующих случаях: на УЗИ не выявлено патологий яичников — кист, образований; животное имеет высокую племенную ценность; животное имеет высокие анестезиологические риски, связанные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, тяжелыми заболеваниями печени или почек.

Так как патология чаще всего связана с гормонами собственных яичников, у 60 % собак и кошек рецидив наступает после следующей течки. Именно поэтому после лечения в следующую течку собаку или кошку необходимо вязать.

Мы не рекомендуем проводить консервативное лечение животным не племенным, старше репродуктивного возраста.

Консервативное лечение пиометры должно проходить под контролем ветеринарного врача, потому что есть риск развития сепсиса и гибели даже в процессе лечения. Препараты, применяемые в терапии данного заболевания, имеют ряд побочных эффектов, которые так же должны контролироваться врачом. Для оптимального наблюдения за собакой или кошкой в первую неделю лечения, мы настоятельно рекомендуем помещать питомца в стационар, где опытные врачи смогут своевременно проводить необходимые исследования (анализы крови, УЗИ), купировать побочные действия препаратов и контролировать животное 24 часа в сутки первые 5 — 7 дней терапии. Далее лечение проводится амбулаторно.

К сожалению, консервативное лечение пиометры не может гарантировать 100% результата, так как мы не можем заранее исключить наличие хронических бессимптомных эндометритов и других проблем осложняющих терапию (индивидуальная непереносимость препаратом, выраженность побочных эффектов).

Препараты для лечения данной патологии как правило привозят из Европы и цена их на курс лечения сопоставима с хирургическим удалением матки и яичников, особенно для крупных собак.

Но есть и положительные стороны. Примерно 60% собак и кошек переносят лечение достаточно хорошо, комфортно чувствуют себя в стационаре. Многие животные смогли забеременеть и родить после лечения.

Если Вы решились на консервативное лечение пиометры у своего питомца, ознакомились с этой инструкцией и понимаете все риски данного мероприятия, наши врачи интенсивной терапии и отделения репродукции готовы оказать вам помощь.